Консультация для
воспитателей
«Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»
«Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»
Главная задача дошкольного
учреждения согласно ФГОС является создание условий, которые способствуют
формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи
является формирование культуры здорового образа жизни. Для этого все
мероприятия оздоровительно – педагогического характера должны быть
систематичными и комплексными. Но самое главное должен соблюдаться принцип: «Не
навреди».
В Национальной доктрине образования (утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751), а также в Федеральном
Государственном Стандарте (от 17.10. 2013 г.) воспитание здорового образа жизни
рассматривается как одна из основных задач образования.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в
формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7
лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы
понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение
здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском
саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельная
познавательная, физкультурная и образовательная деятельность. В ДОУ обязательна
партнерская совместная деятельность
педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является
создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Охрана и
укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются
первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать
разностороннюю деятельность.
Именно поэтому в детском саду и дома
следует воспитывать у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности,
опрятности, порядку;
- основы культурно-гигиенических
навыков;
- элементов самоконтроля во время
разнообразной двигательной деятельности;
- понимание того, как влияют
физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
- умение правильно вести себя в
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Существуют следующие компоненты здорового
образа жизни:
1. Выполнение режима дня.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается
четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие
условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению
здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит
здоровье и правильное развитие ребенка.
2. Организация рационального питания.
В детском возрасте особенно велика
роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические
особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного
питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
3. Физические упражнения:
- утренняя
гимнастика;
-
физкультура;
- подвижные
игры;
- гимнастика
после сна;
- спортивные
игры.
Активная
двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и
физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
4. Закаливающие процедуры:
- прогулки
на свежем воздухе;
- водные
процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой) ;
- босо хождение;
- воздушные
ванны;
Закаливание способствует решению целого
комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и
способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма,
повышению его работоспособность.
5. Активный отдых:
- праздники,
развлечения;
- дни
здоровья;
- малая
олимпиада;
-
игры-забавы.
6. Организация развивающей среды:
-
физкультурный уголок;
-
дидактические, настольные игры, альбомы;
7. Нетрадиционные формы оздоровления:
-
дыхательная гимнастика;
- пальчиковая
гимнастика.
8. Работа с родителями:
-
родительские собрания;
- беседы,
консультации;
-
анкетирование;
- письменные
консультации ( «Уголок здоровья»).
9. Чтение художественной литературы
Для сохранения здоровья ребенка, важно объединить усилия родителей и
педагогов, создать условия детей для приобщения к традиционным ценностям
здорового образа жизни, формирование привычки заботиться о своем здоровье.
Кроме того, соблюдение правил здорового образа жизни требует от человека
значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего
недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому, работая с
детьми, важно помнить и соблюдать «заповедь», трудное надо сделать привычным, а
привычное - легким и приятным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий