Спортивные дети - здоровые дети

Спортивные дети - здоровые дети

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

  Консультация для воспитателей
  «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»
Главная задача дошкольного учреждения согласно ФГОС является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Для этого все мероприятия оздоровительно – педагогического характера должны быть систематичными и комплексными. Но самое главное должен соблюдаться принцип: «Не навреди».
    В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751), а также в Федеральном Государственном Стандарте (от 17.10. 2013 г.) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.
    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
   Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельная познавательная, физкультурная и образовательная деятельность. В ДОУ обязательна  партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
    Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
- основы культурно-гигиенических навыков;
- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Существуют следующие компоненты здорового образа жизни:
1.     Выполнение режима дня.
   При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка.

2.     Организация рационального питания.
    В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

3.     Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультура;
- подвижные игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные игры.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

4.     Закаливающие процедуры:
- прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой) ;
- босо хождение;
- воздушные ванны;
   Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособность.

5.     Активный отдых:
- праздники, развлечения;
- дни здоровья;
- малая олимпиада;
- игры-забавы.
6.     Организация развивающей среды:
- физкультурный уголок;
- дидактические, настольные игры, альбомы;

7.     Нетрадиционные формы оздоровления:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.

8.     Работа с родителями:
- родительские собрания;
- беседы, консультации;
- анкетирование;
- письменные консультации ( «Уголок здоровья»).
9.     Чтение художественной  литературы

      Для сохранения здоровья ребенка, важно объединить усилия родителей и педагогов, создать условия детей для приобщения к традиционным ценностям здорового образа жизни, формирование привычки заботиться о своем здоровье. Кроме того, соблюдение правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому, работая с детьми, важно помнить и соблюдать «заповедь», трудное надо сделать привычным, а привычное  - легким и приятным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий